СИЛИМА (SILIMA) В переводе с квенийского «блистающий рукотворный камень». Очень прочный материал, состав которого был утрачен еще в Первую эпоху. Из силимы Феанор сотворил Сильмарилы.
СИЛЬМАРИЛЫ (SILMARILS)
В переводе с квенийского «блистающая силима». Три самоцвета, в которых был заключен свет Древ валаров, изготовленные Феанором вскоре после освобождения Мелькора от цепей. Наружная оболочка самоцветов была из силимы, а внутри, как уже говорилось, был заключен свет Древ, благодаря чему Сильмарилы лучились собственным сиянием. Варда взяла их под свое покровительство, и с той поры Сильмарилы обжигали руку любого, кто прикасался к ним с дурными помыслами.
Величайшее творение Нолдоров и вообще Детей Илуватара, Сильмарилы стали причиной многих горестей. Феанор настолько прикипел к ним сердцем, что отказался отдать Сильмарилы на восстановление Древ валаров, погубленных Мелькором и Унголиантой (ведь в Сильмарилах был свет Древ, и этим светом Древа можно было возродить). А пока Феанор спорил с валарами, Мелькор похитил Сильмарилы и бежал с ними в Средиземье.
Алчность мелькора и гордыня Феанора, приведшая к мятежу нолдоров, запятнали Сильмарилы, и с той поры обладание ими неизбежно приносило разлад и муку. Феанор дал клятву, и эта клятва Феанора обернулась многочисленными бедами для нолдоров; как сказано в «Квента Сильмариллион», «Феанор поклялся ужасной клятвой. Семеро его сыновей бросились к нему и... дали тот же обет... Этой клятвы никто не может нарушить, и никто не должен произносить ее: именем Илуватара клялись они, призывая на свои головы Извечный Мрак, если не сдержат обета; и Манвэ призывали в свидетели, и Варду, и благую гору Таникветилъ, клянясь ненавидеть и преследовать до Конца мира валара, эльфа или нерожденного еще человека, или иную тварь, большую или малую, добрую или злую, когда бы ни пришла она в мир, — любого, кто захватит или получит, или попытается укрыть от Феанора или его наследников Сильмарилы».
Из-за Сильмарилов Мелькор сразился с Унголиантой и победил бывшую союзницу, а затем, укрывшись в Утумно, вделал Сильмарилы в свою железную корону. Один из Сильмарилов впоследствии вырезал из короны Моргота Берен; позднее этот камень проглотил волк Кархарот. Убив Кархарота, Берен отдал Сильмарил князю Тинголу — как выкуп за его дочь.
С того времени начало осуществляться лежавшее на Сильмарилах проклятие нолдоров. Тингол отказался отдать камень сыновьям Феанора и вскоре после этого погиб от рук гномов Ногрода, которых нанял затем, чтобы они вделали Сильмарил в ожерелье Наугламир. Но Берен отомстил гномам за смерть своего тестя и вернул Сильмарил; Лютиен Тинувиэль носила камень, пока они с Береном жили на острове Тол-Гален. После смерти Лютиэн Сильмарил достался ее сыну Диору, погибшему в 509 году Второй эпохи от рук сыновей Феанора. Эльвинг, дочь Диора, счастливо избежала гибели и сумела сохранить Сильмарил. Позднее именно Сильмарил привел Эльфинг Белую и ее возлюбленного Эарендила в Аман — свет камня позволил Эарендилу благополучно преодолеть Сумрачные моря и заручиться милостью валаров. Сильмарил извлекли из ожерелья Наугламир и увенчали им Эарендила, и Эарендил вознесся в небо звездой надежды для Эльдаров и аданов Средиземья.
Два других Сильмарила после Великой Битвы также были вырезаны из железной короны Моргота, но сыновья Феанора Маэдрос и Маглор похитили их у майара Эонвэ. Сильмарилы обжигали им руки, ибо клятва Феанора очернила помыслы братьев; не в силах вынести мучений, Маэдрос кинулся со своим камнем в огненную бездну, а Маглор зашвырнул свой Сильмарил в море.
Подробно история сотворения и похищения Сильмарилов, а также все обстоятельства, так или иначе связанные с этими событиями, изложены в «Квента Сильмариллион».